СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВСЕХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Целевой компонент регионального мониторинга оценки эффективности руководителей образовательных организаций, методология оценки

Национальный проект «Образование», определивший стратегические цели развития системы образования Российской Федерации, региональных, муниципальных и институциональных образовательных систем, стал ключевым фактором в совершенствовании региональной политики оценки и управления качеством образования Вологодской области.

     Региональная система оценки и управления качеством образования области направлена на формирование  единого концептуально-методологического подхода в вопросах управления и оценки качества, обеспечение интегрированности и скоординированности действий на разных уровнях, разработку единых подходов к измерению и оценке, функционирование системы мониторинга оценки на региональном и муниципальном уровнях, анализ, достоверность и объективность информации  о состоянии и развитии региональной системы образования и обеспечение принятия обоснованных управленческих решений по результатам мониторингов.

     Основаниями разработки регионального мониторинга оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации являются документы федерального уровня:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации);
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-ФЗ (ред. от 02.08.2019 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 18.1. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления);
  3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
  4. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
  5. Национальный проект «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 03.09.2018 года №10;
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 года №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
  7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года №3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста»;
  8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 года №761н (ред. от 31.05.2011 года) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (ЕКС состоит из квалификационных характеристик, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей);
  9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 года №197-ФЗ (с изменениями) (статья 275. Заключение трудового договора с руководителем организации);
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 года №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
  11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 года №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
  14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  16. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №590 и Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 года №219 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся».
  17. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 года №1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»
  18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года №462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией».

На региональном уровне в качестве оснований разработки регионального мониторинга оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации выступают:

Содержательный компонент регионального мониторинга оценки эффективности руководителей всех образовательных организаций региона: показатели оценки, методы сбора информации

Цели мониторинга:

  • проведение диагностики профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций;
  • обеспечение качества управленческой деятельности руководителей образовательных организаций

Предметом мониторинга являются профессиональные компетенции руководителей образовательных организаций.

Методы мониторинга:

  • анализ научной и методической литературы, нормативных правовых документов, данных ведомственной статистики;
  •  диагностика компетенций руководителей образовательных организаций (применение оценочных материалов, разработанных НИУ «Высшая школа экономики»);
  • сбор информации в форме запроса в формате Microsoft Excel в образовательные организации.

В исследовании принимают участие руководители общеобразовательных организаций области.

В соответствии с целями мониторинга выделены следующие показатели мониторинга:

по выявлению уровня сформированности профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций

  • доля руководителей, имеющих высокий уровень сформированности профессиональных компетенций;

  по базовой подготовке обучающихся

  • доля обучающихся, успешно сдавших все предметы всех оценочных процедур в отчетном году;

  по подготовке обучающихся высокого уровня

  • доля обучающихся, набравших 9 и более баллов по сумме двух предметов ОГЭ по выбору;
  • доля обучающихся, набравших 16 и более баллов по сумме четырех предметов ОГЭ;
  • доля обучающихся, набравших более 220 баллов по сумме 3 лучших результатов по предметам ЕГЭ;

по организации получения образования обучающимися с ОВЗ

  • учебный план общеобразовательной организации сформирован с учетом потребностей обучающихся с ОВЗ;
  • доля образовательных организаций, где созданы условия для получения образования обучающихся с ОВЗ;

по объективности результатов внешней оценки

  • наличие признаков необъективности результатов оценочных процедур;

по условиям осуществления образовательной деятельности

  • доля обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с современными требованиями;

 по организации профессиональной ориентации и дополнительного образования обучающихся

  • доля обучающихся 8-11-х классов, охваченных профориентационной работой;

по формированию резерва управленческих кадров

  • доля кандидатов управленческого резерва, прошедших процедуру оценки профессиональных компетенций;
  • доля кандидатов кадрового резерва, прошедших повышение квалификации по управленческим вопросам;

 по оценке компетенций руководителей образовательных организаций

  • доля руководителей, прошедших оценку профессиональных компетенций.

Мониторинг оценки руководителей образовательных организаций, анализ

     В целях разработки и внедрения региональной модели оценки эффективности деятельности руководителей всех образовательных организаций Вологодской области проведен анализ муниципальных практик к оценке эффективности деятельности руководителей образовательных организаций.

    Цель проведения анализа: изучение муниципальных подходов к оценке эффективности деятельности руководителей образовательных организаций, а также к проведению процедуры аттестации руководителей образовательных организаций.

Достижение цели анализа предполагает решение следующих задач:

В рамках оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций на региональном уровне обеспечена оценочная процедура как часть процессуального компонента региональной и муниципальных систем оценки качества образования:

             Приказ Департамента образования области от 09.04.2020 года №530 «О проведении апробации модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций»;

             Приказ Департамента образования области от 29.06.2020 года №919 «О проведении оценки профессиональных компетенций руководителей школ»;

             Анализ участия в апробации модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций;

             Календарный план проведения апробации модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций;

             Перечень участников апробации модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций;

             Отчёт о внедрении модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций;

             Отчёт об апробации оценочных материалов для проведения аттестации руководителей общеобразовательных организаций;

             Информационно-аналитическая справка об апробации модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций;

             Аналитическая справка по оценке профессиональных компетенций руководителей и заместителей руководителей ОО Вологодской области;

             Анкетирование руководителей ОО по эффективности реализации модели повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения.

Оценка может быть, как обязательной процедурой оценки качества кадровых условий реализации образовательных программ, так и самостоятельной, проводимой на муниципальном (в ряде случаев — региональном) уровне, а также выступать компонентом (этапом) процедуры аттестации на соответствие занимаемой должности руководителя (заместителя руководителя, кандидата на должность руководителя) образовательной организации.

             Образец демонстрационной версии оценочных средств диагностики управленческих компетенций руководителей образовательных организаций;

             Образец отчёта по результатам апробации модели аттестации руководителей образовательных организаций;

             Образец карты профессиональных дефицитов.

Управленческие решения

Федеральные и региональные документы, являясь нормативными основаниями регионального мониторинга оценки эффективности деятельности руководителей образовательных организаций регламентируют управленческие действия в отношении оценки профессиональной деятельности руководителей образовательных организаций дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования.

     По итогам анализа результатов мониторинга в регионе реализуются следующие мероприятия / принимаются следующие управленческие решения:

  • формирование профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций;
  • повышение качества образовательных результатов, обучающихся;
  • обеспечение образовательной организации квалифицированными кадрами;
  • обеспечение потребности в резерве управленческих кадров.

                План-график курсов повышения квалификации на 2020 год, направленный на адресную помощь образовательным организациям;

                Профессиональный конкурс для руководителей — Положение о региональном командном чемпионате Вологодской области по решению управленческих кейсов.